Мое портфолио

 

 

АРТЕМЬЕВА ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА

 

Воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 39»
г. Находка

 

 

 

 

ОБРАЗОВАНИЕ

Общие сведения

Стаж педагогической работы (по специальности) – 32 г.
Стаж педагогической работы в данной должности – 26 лет.
Стаж работы в данном учреждении – 3 г.
Уровень образования – высшее
Учебное заведение (окончила): Иркутский государственный педагогический институт.
Специальность по диплому: русский язык и литература
Квалификация по диплому: учитель русского языка и литературы
Год окончания учебного заведения: 1986 г.

 

 

 

 
 ЭССЕ

«Воспитатель сам должен быть тем,
чем он хочет сделать воспитанника».
В. И. Даль
 

Воспитатель – это именно тот человек, которому позволено судьбой быть рядом с нашим будущим – с нашими детьми. Мы знаем, что в каждый период развития общества перед воспитателем ставятся разные задачи, но одна остается всегда неизменной – развитие и воспитание разносторонне развитой, физически здоровой личности. Меняется общество, окружение ребенка, игрушки, информационные технологии стремительно врываются в нашу жизнь, но дети остаются детьми: робкими и смелыми, любознательными и застенчивыми, нуждающимися в заботе и внимании взрослого… У современного воспитателя есть уникальная возможность взять все лучшее, что развивалось годами в области педагогики, и умножить это на современные методики, инициативность, активность жизненной позиции, целеустремленность, дабы вложить все это в детскую душу.

В наше время общество предъявляет всё больше требований к личности. И особо чаще наряду с другими качествами, выделяется такое свойство личности, как креативность. Слово “креативность” сегодня у многих на устах. Данный термин ввел американский психолог Элис Пол Торренс, это слово употребляют не только специалисты, причастные к искусству и культуре, но и представители бизнеса, предпринимательства, управления и многих других профессий. Понятие “креативность” стало неотъемлемым компонентом педагогической сферы.

В русском языке слово “креативность” появилось не так давно, и используется оно в основном в отношении новых идей и неожиданных явлений.

Креативность — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора.

“Креативность” – это слово для многих стало синонимом “творчества”, но не стоит спешить обобщать эти понятия.Творчество – это копать глубоко, смотреть в оба, слышать запахи, смотреть сквозь, протягивать руку в завтрашний день, слушать кошку, петь в собственном ключе.” Дж. Гилфорд. А креативность – как это делать при помощи интеллекта и мышления.

 Воспитатели детских садов, с целью развития собственного креативного мышления, посещают тренинги, курсы повышения квалификации, работают с педагогической литературой, выполняют специальные упражнения. Рассмотрим некоторые из них.

“Найти другое применение предмету”. Возьмите, к примеру, обычный предмет табуретку и попытайтесь придумать что ещё с ней сделать. Можно её перевернуть и использовать как подставку для ёлки. Можно использовать её гладкую поверхность в качестве стола. Можно такой метод применить и к словам. Возьмите любое слово и придумайте с ним нестандартную фразу или метафору. Представьте смысл образно, затем сверните и замените символом. Постарайтесь найти этот символ в очертаниях какого-нибудь предмета.

“Рассказ из ограниченного количества слов”. Чем больше вы ограничиваете для себя реальное пространство, тем больше стимулируется выработка всевозможных мыслей, как можно применить эти слова (как в критической ситуации, когда подключается ресурсы подсознания). Не бойтесь высказывать мысли с фантастическими идеями, не следует ограничивать себя только реальными смыслами. Это упражнения, которые вам помогут развить креативность:

 “Сочетая несочетаемое”. Попробуйте ассоциировать в словосочетания слова с противоположным смыслом. Например, горячий лед, твердая вата, темный день. Такая игра в ассоциации способствует перестройки ума на другой лад. Этому способствуют и упражнения “Слова наоборот”, “Сначала развязка”, “Перефразируй это”.

Лучшей гимнастикой для ума является изучение иностранного языка. Если вы уже знаете какой-то иностранный язык, то возьмите учить второй. Такая эрудиция в отношении “определений и их связей” достаточно сильно способствует развитию нестандартного мышления.

 Старайтесь сохранить каждую идею, даже если она на первый взгляд кажется совсем глупой. Расширяйте свой кругозор. Если вы узнали в разговоре или из книги какое-то незнакомое слово, не ленитесь посмотреть значение слова в словаре. Если это слово взято из исторического контекста, узнайте, что оно означало в те времена, и с каким временным периодом связано, какие события способствовали его возникновению. Изучите, например, такие слова и фразы, как “примус”, “красный октябрь” яхолога.  

 Только тот педагог, который сам обладает креативным складом ума, стремится стремится развивать креативность у дошкольников на занятиях и в повседневной жизни.  Для этого используются:

Занятия творчеством. Творчество невозможно без самого акта творения. И лучше, если этот акт будет лишен всяких стандартов. Например, с детьми можно заниматься той же самой аппликацией, но преподнести ее в совершенно ином виде. Можно попробовать выполнить изображения посредством высыпания на бумагу разной крупы. Научить как обычными вещами, при должной смекалке и фантазии, можно создавать что-то уникальное, неповторимое и совершенно необычное — вот одна из основных целей.

Постановка необычных задач. Проблемный метод обучения: перед ребенком ставят задачу, желательно практического характера, не предлагая никаких решений. Можно давать наводящие вопросы, но только в том случае, если ваш подопечный вообще никак не справляется с поставленным перед ним вопросом. Самостоятельность в принятии решения – это одно из основных условий успешного развития креативности.
Специальные упражнения.

Например: предложите ребенку придумать, как ее можно любую вещь использовать не по прямому назначению (из карандаша сделать антеннку для приемов космических посланий или в качестве шпильки для закрепления пучка волос.

Еще одно упражнение: каждый день добавлять в свою жизнь что-то, отличающее этот день от вчерашнего или завтрашнего. Это задача не из легких, но она очень увлекательная.

Игра в ассоциации – очень действенный способ развития нестандартного подхода к жизни. Ассоциативная связь алогична, она базируется не на логике, а на мировосприятии и пережитом опыте, тем самым стимулируя воображение и рождая невероятные образы.

Необъяснимые вещи должны быть объяснены. Это не каламбур, а еще одно упражнение. Учите ребенка объяснять даже то, что находится за гранью его понимания. Это поможет детскому мышлению выйти за стандартные рамки.

 Для формирования у дошкольников умения нестандартно мыслить воспитатель широко использует  Креативные методы. Они ориентированы на создание детьми личного образовательного продукта. Познание при этом возможно, но оно происходит «по ходу» собственно творческой деятельности. Главным результатом является получение продукта.

  1. Метод придумывания. Позволяет детям создать ранее неизвестный продукт в результате их определенных умственных действий. Данный метод реализуется при помощи следующих приемов: а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; б) отыскивание свойств объекта в иной среде; в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта. Например, если бы Баба Яга жила в наше время, как бы выглядела ее ступа? Придумайте новый вид транспорта для Бабы Яги.
  2. Метод “Если бы…” Детям предлагается пофантазировать, что бы могло быть, если бы, например, животные умели разговаривать или динозавры ожили, или люди переселились на Луну. Выполнение подобных заданий не только развивает их воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь его составляющих.
  3. Метод гиперболизации предполагает увеличение или уменьшение объекта познания, его отдельных частей или качеств. Стартовый эффект подобным воображениям могут придать «Рекорды Гиннеса», балансирующие на грани выхода из реальности в фантазию. Например, ребенку говорят: «Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить , а что уменьшить».
  4. Метод агглютинации. Ребятам предлагается соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов и изобразить: бегающее дерево, летающую лису, горячий снег.

 Современный воспитатель владеет технологией решения изобретательских задач (ТРИЗ), которую начал разрабатывать ещё в 1946 году советский инженер, учёный и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер, а затем продолжили А. Гин, М. и З. Шустерман, Ю. Тамберг и др. Её применение способствует развитию гибкого мышления и фантазии.

В процессе решения ТРИЗ-задач используются сразу несколько подходов:

  • метод мозгового штурма, синектика (сравнение и нахождение сходства в предметах и явлениях), морфологический анализ (выявление всех возможных способов решения);
  • метод фокальных объектов (установление ассоциативных связей с различными объектами) и так далее.

Пример ТРИЗ-задачи “Лекарство для космонавтов”: Космонавты, как и моряки, иногда страдают от морской болезни, но в космосе лекарства действуют несколько иначе, поэтому принимать их нужно часто и небольшими порциями. Как сделать, чтобы космонавтам не приходилось регулярно отвлекаться на приём лекарства, учитывая, что большая доза препарата будет слишком вредна для организма? Вариант решения: Нужно, чтобы при минимуме действий препарат поступал в организм и при этом усваивался поэтапно. Для этого учёные изобрели специальный пластырь: активное вещество попадает в организм через кожу, при этом дозировка не нарушена.

В дошкольных учреждениях используются и другие ТРИЗ-задачи: “Марсоход”, “Вода в трубе”, “Безопасный бассейн”, “Одуванчики”, “Корм для рыбок”  и пр.

Сюжеты для ТРИЗ-задач повсюду: как включить свет в комнате, если выключатель находится слишком высоко? Чем раскатать тесто, если дома нет скалки? Как приготовить пирог, когда кончилась мука и почти не осталось сахара? Решать такие задачи можно ежедневно и не только за столом, но и на прогулке, по дороге в детсад или школу.

 Воспитатель дошкольного образования должен владеть новейшими технологиями в области обучения и воспитания детей, а также обладать широкой эрудицией, педагогической интуицией, высокоразвитым интеллектом и высоким уровнем нравственной культуры.

Сегодня воспитатель должен быть современным человеком, способным обучаться, брать на вооружение новые методики воспитания и обучения подрастающего поколения, чтобы помочь детям лучше адаптироваться в современном мире.

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Приказ об аттестации № 58 от 11.02.2016г. о присвоении высшей квалификационной категории по должности «воспитатель».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Удостоверения о курсах повышения квалификации

  1. «Реализация ФГОС ДОУ», 48 ч., МБУ ИМЦ «Развитие» г. Находка, 26.10.2017 г. – 27.11.2017 г.
  2. «Технологии ФГОС дошкольного образования: системно-деятельностный подход», 32 ч., МБУ ИМЦ «Развитие» г. Находка, 06.11.2018г. – 07.12.2018г.
  3. «Технологическая компетентность педагога для работы по ФГОС дошкольного учреждения: развитие креативности в детском саду», 24 ч., МБУ ИМЦ «Развитие» г. Находка, 04.10.2019г. – 21.10.2019г.
  4. «Развитие интеллектуально-творческих способностей у детей предшкольного и младшего школьного возраста», 24 ч., МБУ ИМЦ «Развитие» г. Находка, 09.06.2020г. – 23.06.2020г.
  5. «Электронные образовательные ресурсы как средство реализации ФГОС ДО», 24ч., МБУ ИМЦ «Развитие» г. Находка, 02.07.2020г. – 10.07.2020г.
  6. Особенности организации проектной и исследовательской деятельности в ДОУ», 24 ч., МБУ ИМЦ «Развитие» г. Находка, 14.09.2020г. – 25.09.2020г.
  7. «Профессиональные компетенции педагога как условие реализации ФГОС общего образования», 36 ч., МБУ ИМЦ «Развитие» г. Находка, 23.09.2020г. – 16.10.2020г.

Сертификаты о повышении квалификации 

  1. «Взаимодействие традиционных и инновационных технологий в организации урочной и внеурочной деятельности педагога», 8 ч., ПК ИРО, г. Владивосток, 02.03.2017г.
  2. «Образовательные технологии деятельностного типа как средство успешной реализации ФГОС ДО и начального и основного общего образования», 16 ч., Учебно-методический центр «Школа 2100», г. Находка,  7-8 ноября 2018г.
  3. «Практика использования современных образовательных технологий» (для реализации ФГОС ДОО), 8 ч., МБУ ИМЦ «Развитие» г. Находка, г. Находка,  06.2019г.
  4. «Успешная аттестация как основа профессионального роста педагога», 4 ч., МБУ ИМЦ «Развитие» г. Находка, 16.06.2020г.
  5. «Летние приключения 2: коллекции в детском саду для развития познавательной и исследовательской активности детей», 4 ч., МБУ ИМЦ «Развитие» г. Находка, 29.07.2020г.
  6. Цифровая грамотность, цифровая компетентность современного педагога: понимание, способы формирования», 4 ч., МБУ ИМЦ «Развитие» г. Находка, 27.08.2020г.

УЧАСТИЕ В МЕРОПРИЯТИЯХ РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ

Сертификаты

Дипломы

ЛИЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ

Сертификаты

Свидетельство

Дипломы

Грамоты, благодарности и др.

ДОСТИЖЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ

Дипломы

Сертификаты

Грамоты и благодарности